Страны мира » Словакия » Братислава. Секретная жемчужина дунайского ожерелья
15:27
Братислава. Секретная жемчужина дунайского ожерелья
Братиславские мужчины — оптимистичный народ. Они не упустят возможности поглядеть на девушек даже из люка коллектора, где прячутся — кто от нацистов, кто от коммунистов

Серость, нищета, полуразрушенные здания… Именно в таком виде предстает Братислава в ужастике Эли Рота (Eli Roth) и Квентина Тарантино (Quentin Tarantino) «Хостел». Сам Эли Рот в столице Словакии никогда не бывал (съемки фильма проходили в Чехии), иначе он очень удивился бы, увидев, насколько его фантазии отличаются от реальности.

И это, кстати, далеко не единственный случай кинематографического «уродования» словацкой столицы. Все это как-то оскорбительно для города, который сам Ганс Христиан Андерсен (Hans Christian Andersen, 1805–1875) назвал «сказочным». Города, где давал концерты шестилетний Моцарт (Joannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus Mozart, 1756–1791), и где впервые прозвучала «Торжественная месса» Бетховена (Ludwig van Beethoven, 1770–1827). Города, где короновались венгерские короли, и сильные мира сего встречались, чтобы обсудить свои нелегкие дела.

Хитросплетение столиц

Братислава, она же Прессбург, Пожонь или Прешпорок… Большую часть своей истории Братислава «росла» в тени пышных соседей — Вены, Праги и Будапешта. Многие века в составе Венгрии, многие годы как тихая и незаметная «провинция» Чехии. То под контролем гитлеровской Германии, то под коммунистическим «колпаком». Лишь в 1993 году Братислава стала столицей независимой Словацкой республики, попутно став одной из самых молодых европейских столиц. Конечно, сложно назвать «молодым» город, который совсем недавно отмечал тысячестолетний юбилей. Но тем не менее, Братислава действительно молода, в том смысле, что сейчас, когда мировые СМИ пишут об экономическом подъеме Словакии, и раз за разом отмечают преображение словацкой столицы, она как бы заново появилась на карте Европы.

Город стоит прямо на границе с Венгрией и Австрией. До Вены от него всего лишь 60 км. До 1936 года из Братиславы в Вену можно было доехать даже на городском трамвае. Также из словацкой столицы можно легко добраться и до Праги (около 300 км), и до Будапешта (около 200 км). Такое расположение всегда обеспечивало Братиславе поток туристов. Правда, её посещают лишь проездом, по пути от одной «жемчужины на Дунае», например Вены, к другим — Линцу (Linz), Регенсбургу (Regensburg) или Будапешту.

Бытует мнение, что Братиславу можно посмотреть всего за один день, а то и вовсе за несколько часов. И это действительно отчасти так — исторический центр Братиславы очень маленький, и все достопримечательности расположены весьма компактно. К тому же здесь нет той пышной красоты, которую можно найти в соседних столицах, зато есть нечто другое — спокойствие и безмятежность. Братислава на самом деле очень уютна и располагает к размеренному, неспешному, но, несомненно, интересному времяпрепровождению. Именно поэтому её иногда называют «секретной жемчужиной в ожерелье Дуная», жемчужиной, о которой знают не все, и которая привлекает внимание не ярким сверканием, но каким-то особым, внутренним светом.

Перевернутая табуретка

На месте нынешней столицы Словакии во II–I веках до н. э. жили кельты. Но большинство историков связывает основание Братиславы с именем Гнея Кальпурния Пизона (Gnaeus Calpurnius Piso, 44 до н.э.–20 н.э.), одного из полководцев императора Тиберия (Tiberius Claudius Nero, 42 до н.э.–37 н.э.). На месте Братиславы Пизон построил укрепленный пункт — каменную крепость с четырьмя угловыми башнями, получившую название Герулата (Gerulata). Римляне оставались в этих краях до IV века, пока не были вытеснены варварскими народами, идущими с севера и востока. Германцы переименовали Герулату в Прессбург (Pressburg). В V веке сюда пришли славяне, и Прессбург превратился в Прешпорок (Presporok, так по-словацки Братислава называлась до 1919 года). Вероятно, к этому времени относится одно «дежурное» словацкое предание. Рассказывают, будто жители Братиславской крепости (Прешпорокского Града) каждое утро просыпались совершенно разбитыми и растерянными — все вещи в комнатах были разбросаны в полнейшем беспорядке. А все дело было в том, что живущий в горах великан по утрам переворачивал крепость вверх тормашками и использовал её как стол. Великана, в конце концов, отвадили. Но Братиславский Град и по сей день называют в народе «перевернутым столиком» или «перевернутой табуреткой».

Первое летописное свидетельство о Братиславе (Братиславском Граде и поселениях вокруг него) относится к 907 году. В этом году произошло жестокое сражение между баварами и пришедшими с востока кочевниками-мадьярами (венграми). Бой развернулся как раз неподалеку от Братиславы. Бавары потерпели сокрушительное поражение. Но дальше на Запад венграм пробиться не удалось. В 955 году в битве на реке Лехе их остановил германский император Оттон I (912–973). Венгры отступили и осели на Среднедунайской равнине, образовав свое королевство. Все близлежащие славянские земли, в том числе и Град с окрестными поселениями, оказались в составе нового государства. По-венгерски Братислава называлась Пожонь (Pozsony).

В последующие века Град, ставший центром быстро развивающегося города, служил и крепостью, и резиденцией венгерских королей, и духовной семинарией, и казармами для солдат, и, наконец, музеем. Он многократно перестраивался, пройдя весь путь от готики до барокко. То, что мы видим сегодня, — это реконструкция Града в том виде, в каком он встретил XIX столетие. Дело в том, что в 1811 году Град полностью сгорел и был восстановлен в прежнем виде только через полтора столетия (1953–1968).

Почти 300 лет, начиная с 1526 года, когда из-за турецкой угрозы столица Венгрии из Будапешта переехала в Братиславу, замок, как, впрочем, и весь город, расцвел пышным столичным цветом. Большинство архитектурных достопримечательностей нынешней Братиславы — плоды именно этого «золотого времени». Взять хотя бы многочисленные городские дворцы, появившиеся в годы правления Марии Терезии (Maria Theresia, 1717–1780): дворец Грассалковича, где сейчас расположена резиденция Президента Словацкой Республики, дворец Мирбаха в стиле рококо, Примациальный дворец в стиле классицизма, украшенный ста пятидесяти килограммовый кардинальской шляпой, и в настоящее время служащий резиденцией мэра Братиславы. Тогда же появился необычно узкий дом «у доброго пастыря» на улице Жидовска (Zidovska), в котором сейчас интересный музей часов. Были полностью перестроены старинные Михальские Ворота. А в кафедральном соборе Св. Мартина, построенном ещё в XIV–XVвеках, в течение этих «столичных» трех веков были коронованы 10 венгерских королей и 9 королев.

Забавные человечки

Главный «туристический аттракцион» в Братиславе — это, конечно же, неторопливая прогулка по мощеным улочкам полностью пешеходного Старого Города и неспешное потягивание «Златого Фазана» в одном из многочисленных открытых ресторанчиков. Среди нагромождения готических костелов, симпатичных фонтанов, старинных таверн, дворцов и домов в стиле барокко или классицизма скрыто множество сюрпризов. Например, такой «хайтечный» сюрприз: целый бульвар, начинающийся у Словацкого национального театра и заканчивающийся у молитвенного столба Святой Троицы, полностью «подключен» к Интернету (через беспроводную сеть wi-fi), что очень удобно для «компьютеризированных» туристов или тех, кто приехал в Братиславу с деловыми целями.

Но самое захватывающее — это поиск оригинальных и забавных городских скульптур, коими так знаменита словацкая столица. Этим необычным «украшениям», в большинстве своем появившимся в 1997 году во время реставрации Старого Города, Братислава обязана мэру Андрею Дюрковскому (Andrej Durkovsky) и двум талантливым художникам-скульпторам Виктору Гулику (Viktor Hulik) и Юраю Мелушу (Juraj Melus). На Главной площади (Hlavne namestie), недалеко от фонтана Роланда, стоит скамеечка, на которую небрежно облокотился босоногий бронзовый солдат наполеоновской армии. Войска Наполеона (Napoleon Bonaparte, 1769–1821) проходили через Братиславу в 1805 году, а в 1809 обстреливали город с другой стороны Дуная. Есть одна интересная легенда о романе раненного французского солдата и молодой братиславской медсестры. Солдат, которого звали Йохан Хуберт, остался жить в Братиславе со своей возлюбленной и занялся, как истинный француз, производством шампанского. С тех самых пор самое известное игристое вино в Словакии называется не иначе как «Hubert».

На улице Рыбарска Брана (Rybarska Brana) невозможно пройти мимо другой работы Юрая Мелуша — изящно одетого по моде начала прошлого века джентльмена, в приветственном жесте поднимающего цилиндр. Это Красавец Наци (Schoener Naci) — реальный и некогда очень знаменитый городской персонаж, чье настоящее имя Игнац Ламар (Ignac Lamar). Рассказывают, что Игнац, потерявший рассудок из-за неразделенной любви, разгуливал по братиславским улицам во фраке и цилиндре, пел песни и одаривал проходящих мимо дам цветами или комплиментами, приговаривая нечто вроде «Целую ручки!».


Но самый оригинальный и популярный памятник, ставший своеобразным символом Братиславы — Чумил (Cumil — «Зевака» или «Наблюдатель»). Бронзовый мужчина выглядывает из канализационного люка на углу улиц Панска (Panska), Лауринска (Laurinska) и Рыбарска Брана. Вокруг необычного персонажа много разговоров. То в нем признают рабочего коллектора, то горожанина, укрывающегося под землей от немцев или коммунистов. На самом деле это всего лишь зевака, с очень выгодной позиции разглядывающий хорошеньких девушек, проходящих мимо. В пользу этой версии говорит и довольная улыбка мужчины, и то, что на голове у него не каска и не шлем, как можно подумать сначала, а кепка.
Создатель «Чумила» Виктор Гулик объясняет популярность своего детища так: «Традиционно статуи в общественных местах изображают реальных исторических персонажей и стоят на высоких постаментах с серьезными лицами, внушающими уважение. Они часто бывают очень отдалены от тех, кто на них смотрит. Чумил наоборот, очень близок к людям. Эта скульптура не старается быть «большим искусством», но в ней есть юмор и добросердечность, её вид приносит радость и улыбку». Ещё в Старом Городе есть симпатичный бронзовый папарацци (на углу улицы Лауринска) и памятник постовому в будке (на Главной площади). А из окна над знаменитой таверной «Velki frantiskani» на прохожих взирает старый монах с часами в руках. Он зазывает народ пропустить по чарочке-другой совсем неплохого словацкого вина. Ещё один сюрприз на оконную тематику — полуразвалившийся дом у Собора Св. Мартина, где в каждое ветхое окошко вместо стекол вставлены… яркие картины. Вот такие вот неожиданные, забавные и очень милые «мелочи» подстерегают гостей Братиславы чуть ли не на каждом шагу.

Современные штрихи

Помимо громадного спального района Петржалка (Petrzalka) на правом берегу Дуная, застроенного панельными многоэтажками, от советских времен Братиславе досталось и такое оригинальное и примечательное сооружение как штаб-квартира Словацкого Радио (Митна улица, Mytna), выполненная в виде перевернутой вверх тормашками шестидесяти метровый пирамиды. Проект довольно сложный и поэтому строили его долго — с 1969 по 1984 годы. Кстати, в этой самой «Пирамиде» есть концертный зал, в котором находится один из самых больших органов в Словакии.


Визитной же карточкой современной Братиславы по праву считается ассиметричный подвесной Новый мост, на вершине которого красуется ресторан «НЛО» в виде летающей тарелки. Мост, перекинутый в 70-х годах прошлого века через Дунай из Петржалки прямо в Старый город (при его строительстве снесли большую часть старинного еврейского квартала и частично повредили фундамент собора св. Мартина) прозвали «сооружением XX века». Несмотря на то, что, как выразился известный голландский архитектор Эрик Ван Эгераат (Erick van Egeraat), «Новый мост «рассекает» уникальный вид на историческую часть города», это необычное сооружение теперь уже неотделимо от Братиславы и красуется на всех туристических открытках. К тому же отсюда открывается самый лучший вид на Братиславский Град.

Ещё один, самый молодой мост через Дунай называется «Аполло». Свое имя он унаследовал от нефтеперерабатывающей фабрики, расположенной на левом берегу Дуная, разбомбленной во время Второй мировой войны. Удивляет не столько оригинальное дизайнерское решение этой конструкции, сколько уникальная технология ее сборки. Стальную махину длиной 231 м и весом 5240 тонн, собранную на левом берегу Дуная, смогли развернуть с помощью понтонов на 90° через русло реки! Случай в истории мостостроения уникальный, поэтому «Аполло» вполне заслуженно получил несколько наград за достижения в области гражданского строительства. Вечерами «Аполло» красиво подсвечен и совместно с Новым мостом, «Пирамидой» и рядом стеклянных небоскребов (самый высокий — здание Национального банка) придает скромной Братиславе слегка футуристический вид.
Страна: Словакия | Статью читали: 748 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Дополнительное меню
Добавить в закладки
Географическая энциклопедия
Реклама
Статистика
free counters

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0